5.2.6. Возврат товаров покупателями

Parent Previous Next

Оформление возвратов от покупателей производится на основании документов реализации, по которому был отгружен возвращаемый товар. Ниже представлена схема ввода документов по основанию.

Оформление возврата можно производить двумя вариантами:

  1. с оформлением документа «Поступление товаров и услуг» на основании расходной накладной, переданной покупателем возвращаемого товара, что предписывают Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5. Следует обратить внимание, что в этом случае возвращаемый набор товаров поступит на склады с учетной ценой, равной цене реализации данному покупателю, поэтому стоимость склада будет «завышена» на данный объем товаров. Однако, к ошибкам финансового анализа это не приведет, так как последующая реализация данной партии будет либо нулевой или минимальной наценкой, то есть возврат автоматически «отсторнируется», но в будущих периодах хозяйственной деятельности;
  2. с оформление документа «Возврат покупателя».


Методология возврата с применением документа «Возврат покупателя».


Данный документ вводится на основании конкретного документа реализации (либо «Реализация товаров и услуг», либо «Розничная реализация»). При этом в табличную часть документа переносятся данные о суммах на момент реализации. Одновременно с этим в данный документ из документа реализации передается информация о партии товаров, включая себестоимость реализованных товаров.


При вводе на основании документа реализации также контролируется факт ранее оформленных возвратов и в табличную часть документа возврата попадает остаток-разница между количеством в документе реализации и объемом ранее оформленных документов возврата. Таким образом, блокируется возврат товаров по накладной реализации больше, чем объем товара, указанной в этой накладной.


Таким образом, при проведении документа, взаиморасчеты с покупателем возвращаются в исходное состояние на основании сумм реализации, а возвращаемый товар поступает на склад по себестоимости (учетной стоимости партии товаров). При этом производится сторнирование сумм реализации и сумм себестоимости для корректной подачи данных в отчет доходов и расходов.


В результате данного методологического решения при возвратах товаров не завышается стоимость складов. В момент возврата регистрируется сторно продаж и таким образом, не завышаются суммы продаж.


При работе с данным документом пользователь может поменять по каким-либо причинам партию поступления возвращаемого товара, при этом надо помнить, что система не контролирует количество возвращаемого товара одной партии поступления. Иначе говоря, разрешается в качестве партии поступления товаров указывать документ, количество в котором может уже и не хватать.


Например, на складе по одному документу поступления (например, №10) пришло 4 единицы товара, а возвратов было оформлено в течение некоторого периода 8 единиц и все время в качестве документа поступления партии указывался один и тот же документ №10. По сути одна партия товаров может возвращаться только один раз, потому как в системе расход партии производится на этапе реализации, а при возврате образуется новая партия товара, которая далее либо реализуется, либо возвращается поставщику, либо списывается. Тем не менее, если пользователь «перерасходует» партию поступления, то для финансового анализа ошибок не будет


Например, если последующие партии одной номенклатуры поступали уже по повышенной цене, а возвраты продолжали оформляться с указанием старой партии товара с низкой ценой, то при проведении такого возврата:


В результате отчет о доходах и расходах «будет видеть» завышенную себестоимость на складе (потому как она была не полностью отсторнирована) и прибыль в отчете будет занижена. Но при этом поступивший по заниженной себестоимости товар при последующей реализации по той же цене реализации даст положительную коррекцию по прибыли в периоде продажи.


Анализ данных по возвратам.


Данные по возвратам можно получить и проанализировать через отчеты:


Общая методология анализа возвратов следующая: каждый возврат товаров производит сторнирование соответствующей реализации, уменьшая объем продаж текущего отчетного периода на сумму ранее реализованного товара (который был возвращен) и уменьшая затраты при реализации данного товара (себестоимость) также текущего отчетного периода.


В отчете «Доходы и расходы» (меню: Предприятие –> Отчеты –> Доходы и расходы) данные по возвратам сторнируют записи доходов (в минус) и записи расходов (тоже в минус). Например, это статьи:


В отчете «Общий свод прибыли» (меню: Продажи –> Отчеты –> Общий свод прибыли) возвраты обозначаются ключевым словом «Возврат» перед выводом наименование товара, а также выводом отрицательных сумм (сторно учетных сумм и сумм реализации). Данный отчет также имеет расшифровку по возвратам (помимо расшифровок по реализации). Для расшифровки данных возврата «кликнуть по сумму возврата», что приведет к формированию отчета по возвратам, в котором:


Также дополнительную информацию по возвратам можно посмотреть в разделе «Вопрос-ответ».